07 Апр

о Рождестве Христовом

6 – 7)

http://www.pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdestva/

Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество.

1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14). Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография.

Трудно найти в мировом искусстве сюжет более рас­пространённый, чем рождение Христа. Слишком велико и значительно было это событие в жизни людей, не случайно именно от него человечество ведёт отсчёт новой эры (н. э.). Событие это вобрало в себя, по словам поэта Б. Л. Пастернака, «все мысли веков, все мечты, все миры». Оно предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, иконах и картинах, в скульптуре, поэзии, музыке и книжной миниатюре. Но как по-разному видели этот сюжет художники!

на каменных саркофагах. Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе — Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел — как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу. Там, где поверхность имела протяженный горизонтальный формат (на саркофагах, пиксидах), сцена разворачивалась как шествие волхвов к восседающей Богородице, держащей Младенца на руках. Позади Девы Марии мог изображаться Иосиф Обручник. Композиция иногда дополнялась изображениями вола, осла, верблюдов.

в центре композиции на богато украшенном престоле восседает только Младенец, а Богоматерь, праведный Иосиф, волхвы помещены справа и слева от Него. При изображении волхвов всегда соблюдается определенный историзм: они пришли с Востока, то есть откуда-то из Персии, поэтому одеты необычно для античного мира — в штаны и характерные фригийские шапочки.

плотию совершенно реально, человеческая природа Его реальна, поэтому Богоматерь отдыхает после родов, которые хотя и не нарушили девства, но все же были родами, а не призрачным, ирреальным явлением.

Часто под названием «Рождество Христово» подразумеваются сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов. Иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей. Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младенца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы. Культ благочестия, который в различных формах широко распространился в XIV – XV веках, корнями своими уходит в предыдущие столетия – XII – XIII века. Он вырос из мистицизма Бернарда Клервоского (1090 – 1153), основателя ордена бернардинцев. Классическим образцом является «Поклонение Младенцу» Рогира ван дер Вейдена в триптихе так называемого «Алтаря Бладелена». «Добродетельнейший старец», свеча, свет которой заглуша­ется чудесным свечением Младенца, образ Девы Марии – в белом хитоне, с распущенными золотыми волосами, стоящей в молитвенной позе.

ности этой истории мы узнаем все из того же Протоевангелия Иакова: повивальная бабка, которую нашел Иосиф, засвидетельствовала рождение Спасителя («Родилось спасение Израилю»).

дер Клипа (Ален де ла Рош, 1428 – 1475): полный цикл молитв Братства розария, к котором принадлежал этот проповедник, содержит пятнадцать молитв «Pater noster» («Отче наш»); чередуясь со стопятьюдесятью молитвами «Ave Regina», они символизируют пятнадцать событий Страстей Христовых. «15» есть также число добродетелей: 4 «кардинальные» (смелость, мудрость, умеренность, справедливость), 3 «богословские» (вера, надежда, любовь) и 7 «основных» (смирение, щедрость, целомудрие, довольство своим, воздержанность, спокойствие, упование) и еще 2 – набожность и покаяние. Всего – шестнадцать, однако умеренность и воздержанность в сущности одно и то же. Таким образом разных добродетелей всего пятнадцать.

Этот текст художники по традиции чаще помещают в сцене Поклонение Младенцу, нежели в сюжете Благовестие пастухам, где он в действительности фигурирует у Луки.

Необычайно интересна с музыкальной точки зрения гравюра «Благовещение пастухам» нидерландского мастера XVI века Иоханнеса (Яна) Саделера Старшегою. Ангел в центре держит бандероль с текстом из Евангелия от Луки: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. – Лк. 2, 10 – 11. У парящих в небе ангелов партии «Gloria in excelsis». Все музыкальные партии воспроизведены очень точно.

в Мессе си минор (BWV 232, N 4).

Назван по первым словам. Первая фраза гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения» представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. В византийском обряде, принятом в православии и у греко-католиков гимну «Gloria in Excelsis Deo» соответствует Великое славословие. Гимн исполнялся на христианских богослужениях с глубокой древности. Вероятно имеет греческое происхождение. Согласно Liber Pontificalis первым его ввёл в состав латинской литургии в 126 году папа Телесфор, повелевший исполнять его на каждом рождественском богослужении. По тому же источнику папа Симмах в начале VI века сделал его обязательным элементом воскресной мессы. К концу XI века установилась традиция исполнять гимн также и на праздничных богослужениях. Сначала «Слава в вышних Богу» произносилась только епископами, затем также и священниками, с XI века в пении гимна стал участвовать и приход.

.

­ции увидели на ней своих соотечественников. Таким образом, сюжет поклонения волхвов послужил для художника поводом для прославления знаменитой семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции.

­дожник мучительно пытается в очередной раз найти решение загадки связи земного и небесного.

С другой стороны, изображением огромной горы все сцены объединяются в едином пространстве, и даже некотором едином времени. Хронологическая разновременность представленных сюжетов нивелируется. Все происходит как бы в настоящем, сегодня, «здесь и сейчас», как об этом и повествует кондак праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Иконография праздника Рождества Христова

суса Христа, икону можно «читать» как книгу. Так называемая «ковровая» композиция иконы изображает события, произошедшие в разных местах в разное время как бы одном плане, уровне, мы видим их одновременно. Акценты же расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.

Богородица

ждает…»

рит, что ясли изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов.

бражения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.

словят…»

ается и благовестие им ангелов.

Звезда «…и звездою учахуся»

рых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

.

ря пришествию Бога во плоти.

Сцена Омовения Христа

листического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/II.Detstvo/7.Rojdestvo/Rojdestvo_Opisanie.htm

http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ikonografiya-ikony-kartiny/?format=pdf

http://ikons-allart.do.am/publ/evangelie_v_iskusstve/evangelie_v_iskusstve/rozhdestvo_khristovo/77-1-0-164

Святочный рассказ.

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берёт своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешла трёхуровневая организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые в парадигме значений календарной прозы тоже видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, рождественская ёлка с игрушками, покойная бабушка… Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

По мотивам знаменитого рассказа Жан Ренуар в 1928 году снял немую короткометражку, а студия Диснея в 2006 году создала короткометражный анимационный фильм (действие которого перенесено в дореволюционную Россию). Известны и совсем ранние экранизации — 1903 года (Дж. Уильямсон) и 1919 года (Ю. А. Желябужский). В 1897 г. датским композитором Августом Энной по рассказу была написана одноимённая опера. В 2005 году французским художником и режиссером Сарой Мун была выпущена фотографическая книга и черно-белый фильм Цирк, созданные по мотивам сюжета Девочки со спичками.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *