07 Апр

Методология ценообразования

ТЕМА МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Методология и методики ценообразования

2. Принципы ценообразования

3. Методы ценообразования

1. Методология и методики ценообразования

Методология
ценообразования — это совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен.

Принцип
ценообразования — это основное и исходное положение или ос­новные особенности устройства данной системы цен.

Метод
ценообразования — способ построения цены.

Методология ценообразования едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формирования цен не меняются в за­висимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это являет­ся необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действу­ющей в экономике конкретной страны.

Методики
— это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен.

Методология и методика от­личаются друг от друга
: на основе методологии разрабатывается страте­гия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства для реализации этой стратегии на практике.

Существующие методики различаются в зависимости от уровней управ­ления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Следовательно, методики являются важнейшим элементом методологии.

Выделяют затратные, рыночные и экономические (параметрические) методы
ценообразования, которые применя­ются в зависимости от целей предприятия и его положения на рынке.

К затратным методам относятся:

— договорное ценообразование по принципу «средние издержки + при­быль»;

— расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

К рыночным методам относятся:

— установление цены на основе ощущаемой потребителем ценности товара;

— определение цен с ориентацией на конкуренцию;

— определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

К экономическим методам относятся нормативно-параметрические методы:

— метод удельных показателей;

— метод регрессионного анализа;

— балловый метод;

— метод агрегатный.

2. Принципы ценообразования

Важным составным элементом методологии являются принципы ценооб­разования — постоянно действующие основные положения, характер­ные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими прин­ципами являются:

— научность обоснования цен;

— целевая направленность цен;

— непрерывность процесса ценообразования;

— единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

1. Принцип научности обоснования цен.

Он состоит в необходимости позна­ния и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

2
. Принцип целевой направленности цен

заключается в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. В России с этой целью на определенный период времени допускается установление высоких цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную прибыль Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

3.
Принцип непрерывности процесса ценообразования

выражается следующим образом:

— в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходи ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену;

— в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием рыночных отношений и усилием конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

4.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением

цен

заключается в государственном регулировании цен на продукцию услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии. Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установлений законодательством и общих для всех принципов и правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы).

Существует два вида контроля:

— государственный, осуществляемый государственными органами цене образования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах;

— общественный, который проводится обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации Законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.

Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Прин­ципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.

3. Методы ценообразования

ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ:

Рассмотрим метод — Договорное ценообразование по принципу «средние издержки + прибыль».

Этот метод основывается на начислении стандартной наценки на себе­стоимость товара.

Распространенность данного метода вызвана следующими обстоятельствами:

— продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования;

— если этим методом пользуются все предприятия отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими; поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму;

— этот метод наиболее справедлив по отношению, как к покупателям, таки к продавцам: следуя этому методу, покупатель обычно оговаривает спродавцом возможность проверки того, как сформировалась цена, тоесть покупатель получает право проверять калькуляционную ведомостьконтракта.

Существует два варианта

этого метода:

— с использованием полных затрат на производство;

— с использованием предельных издержек производства.

1. Метод полных затрат

полнее калькулирует цену производства. Он ос­нован на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвен­ных затрат в расчете на единицу продукции.

Недостатки
данного метода:

не принимается во внимание фактор спроса на товар, поэтому он мо­жет быть и не продан из-за слишком высокой цены;

любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных расходов является произвольным.

2. При расчете цены методом предельных издержек

учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство дан­ного изделия. Данный метод привносит в процесс ценообразования эле­менты экономического анализа. Он используется при планированиии контроле прибыльности.

Этот метод основан на использовании принципа добавленной стоимо­сти (маржинального дохода). Эта стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идет на покрытие накладных расходов, а остаю­щаяся разница представляет собой прибыль.

Косвенные и условно-переменные затраты практически неизменны и при производстве нового продукта, и при изменении объема. Следова­тельно, чем выше разница между ценой (выручкой от реализации) и переменными затратами, тем более рентабельно производство.

Цена при использовании метода «средние издержки + прибыль» зави­сит от рентабельности:

Ц = И (1 + R/100),

где Ц — цена;

И — издержки производства (полные или предельные в зависимости от выбранного варианта);

R- рентабельность продукции, %.

Рентабельность
продукции
можно определить по норме прибыли на вло­женный капитал.

При использовании метода полных
издержек:

R(рентабельность продукции) = (норма прибыли на вложенный капитал х
х
итог актива баланса) / (количество единиц реализуемой продукции х

х
полные затраты на единицу продукции.)

При использовании метода предельных
издержек:

R(рентабельность продукции) = (норма прибыли на вложенный капитал х
итог актива баланса х
суммапостоянных затрат) / (количество единиц реализуемой продукции х
переменные затраты на единицу продукции)

Методом Договорное ценообразование по принципу «средние издержки + прибыль» целесообразно пользоваться в следующих случаях:

1) при установлении исходной цены на принципиально новую продукцию, не имеющую аналогов;

2) при установлении цен на продукцию, которая выполняется по разовым заказам и на опытные образцы;

3) при определении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий пользуются этим методом;

4) при определении цен на товары, спрос на которые значительно превышает предложение.

Другой затратный метод — Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли

Любое предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Здесь важное значение имеет определение оптимального количества произведенного продукта. Такой метод цено­образования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объём сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли. Необходим также ана­лиз вероятности достижения безубыточности при каждой возможной цене товара. В основе метода лежит подбор цен с точки зрения обеспече­ния заданной прибыльности и определение точки безубыточности.

Точку безубыточности
можно найти аналитическим способом по формуле:

Коэффициент безубыточности КБ =(Ипост / 1 – Ипер / Впл) / Цпл,

где КБ — коэффициент безубыточности;

Ипост – постоянные издержки на планируемый выпуск;

Ипер — переменные издержки;

Впл – планируемый выпуск продукции;

Цпл – планируемая цена продаж.

Прибыль рассчитывается с учетом всех расходов и отчислений, производимых за ее счет.

Для использования данного метода необходимо:

— оценить полные затраты при различных объемах выпуска товара;

— оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем вы­пуска товара;

— определить прибыль, необходимую для обеспечения жизнедеятельно­сти предприятия и выплаты всех обязательных платежей.

3. Недостатки

метода:

— использование для определения цены объема выпуска продукции, ко­торый сам, в свою очередь, зависит от цены товара;

— отсутствие учета зависимости между ценой и спросом, в результате чего цена может оказаться слишком высокой или слишком низкой.

РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:

1. Метод — Установление цены на основе ощущаемой потребителем ценности товара

Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Это ценообразование дает наибольшуюдоходность, но сложно в исполнении.

Выделяют четыре фактора
, влияющих на формирование ценности (не­обходимости) товара в глазах покупателя:

— фактором, влияющим на значимость товара для покупателя, является сама цена — покупатели часто трактуют цену как оценку продавцом зна­чимости товара;

— фактором при установлении значимости товара для покупателя являет­ся выбор, доступный потенциальному покупателю. У покупателя, как правило, всегда есть выбор покупать у различных продавцов или вооб­ще ничего не покупать;

— очень полезно отграничивать осознанную ценность от возможной (по­тенциальной): осознанная
— та, которую покупатель признает сейчас возможная
— та, которая может быть навязана покупателю в произве­денном продукте. Заинтересовать покупателя — это задача рынка (сбы­та), которая сопровождается рекламой, предложением, поиском покупателя для апробации продукта;

— один и тот же продукт может иметь различную ценность для различных групп покупателей или рыночных сегментов.

При использовании этого метода предприятие исходит из того, что по­требитель определяет соотношение между ценностью товара и его це­ной и сравнивает его с такими же показателями для аналогичных това­ров, выпускаемых другими предприятиями.

Учет реакции покупателей на изменение цен
осуществляется следующи­ми методами:

— данные по ценовым изменениям предыдущего периода анализируются методом регрессии, затем полученные результаты экстраполируются на будущий период;

— на рынке проводятся эксперименты с различными ценами, в ходе ко­торых изучается динамика платежеспособного спроса;

— посредством изучения предполагаемых ситуаций по покупке товаров на рынке или намерений по их покупке (данный метод соответствует кон­курентному рынку).

Процедура расчета цены по методу ощущаемой потребителем ценности товара
состоит из следующих этапов:

· определение цены (или затрат), связанной с использо­ванием того блага (товара или технологии), которое покупа­тель склонен рассматривать как лучшую из реально доступ­ных ему альтернатив;

· определение всех параметров, которые отличают ваш товар, как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-аль­тернативы;

· оценка ценности для покупателя различий в парамет­рах вашего товара и товара-альтернативы;

· суммирование цены безразличия и оценок положитель­ной и отрицательной ценности отличий вашего товара от то­вара-альтернативы.

Вторым способом определения цены через воспринимае­мую ценность товара является метод оценки максимально приемлемой цены
.

Данный подход особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупа­теля состоит в снижении издержек. Под максимальной ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на из­держках, т. е. чем выше будет подниматься цена относитель­но данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупа­телем.

Процедура определения цены по методу оценки макси­мально приемлемой цены сводится к следующим расчетам:

· определение совокупности применений и условий при­менения товара;

· выявление неценовых достоинств товара для покупа­теля;

· выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара;

· установление уровня равновесия «достоинства — из­держки».

Метод определения цены на основе ощущаемой потреби­телем ценностной значимости товара может успешно исполь­зоваться при наличии на рынке взаимозаменяемых товаров, что позволяет покупателю сравнивать товары между собой и выбирать из них те, которые отвечают в большей степени их желаниям.

Метод определения цены с ориентацией на конкуренцию
состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.

Методы установления цены с ориентацией на конкуренцию можно подразделить на:

· метод следования за рыночными ценами;

· метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;

· метод определения цены на основе привычных, приня­тых в практике данного рынка цен;

· метод определения престижных цен;

· состязательный метод.

Метод следования за рыночными ценами предусматрива­ет, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложив­шийся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его. Если данная фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.

Устанавливаемая таким способом цена должна опреде­ляться в специальной ценовой зоне каждой фирмой самосто­ятельно. Если же между фирмами будет заключена догово­ренность по согласованию уровня цен в особых рамках, то это будет рассматриваться как нарушение антимонопольного за­кона.

Метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке оз­начает, что фирма негласно определяет свои цены исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей самой большой ры­ночной долей, т. е. занимающей в данной отрасли лидирую­щее положение по масштабам производства и продаж, уров­ню технологии, престижности и т. д. Таким образом, фирма, занимающая лидирующее положение на соответствующем рынке, так как у нее самая высокая степень доверия среди предполагаемых покупателей, находится в преимуществен­ном положении для проявления своего лидерства в области издержек производства и диктата уровня цен. Она распола­гает широкими возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне, чем другие, и может довольно свободно определять цены с учетом конкурентной ситуации.

Обычно фирмы, следующие в формировании своей цено­вой политики за лидером, весьма слабы и по степени извест­ности, и по степени признания покупателями их торговой марки. Поэтому им ничего не остается, как держать цены на свою продукцию на уровне цен, установленном фирмой-ли­дером. В результате, хотя фирмы и не заключают между со­бой какого-либо соглашения по ценам, на практике получа­ется, что товары или услуги продаются ими по ценам, нахо­дящимся на определенном, как бы согласованном уровне, т. е. происходит усреднение рыночных цен.

В действительности не устанавливается какая-либо одна цена, а определяется несколько уровней цен в зависимости от положения данной фирмы на рынке, ее способности и степе­ни дифференциации товара или услуг по отношению к това­рам и услугам фирмы-лидера. В большинстве случаев наблю­дается такая ситуация, когда цены каждой фирмы оказыва­ются ограниченными определенными рамками и при этом бывают не выше соответствующих цен фирмы-лидера.

Прежде чем перейти к методу ценообразования на осно­ве привычных, «принятых в практике данного рынка цен, не­обходимо дать определение термину «привычные цены».

Привычные цены
— это цены, которые сохраняются на уста­новленном и ставшем обычным уровне в отношении опреде­ленных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Особенностью таких цен является следующее: независимо от того, мала или велика рыночная доля, занимаемая данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены происходит резкое со­кращение продаж соответствующих товаров и услуг, и, на­оборот, при незначительном ее снижении можно ожидать резкого увеличения сбыта. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики измене­ния цен в сторону повышения, так как в течение длитель­ного времени сохраняется ставший для покупателей и про­давцов привычным определенный уровень цен. Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возмож­ность повышения цен.

Как правило, чтобы разрушить привычные цены и про­извести их повышение, предпринимается коренное улучше­ние качества товара, его функциональных свойств, упаковки, стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают большую привле­кательность и таким образом адаптируют его к целевому рын­ку прогнозируемых покупателей, обеспечивая тем самым но­вое место товара на рынке. Без этого успешно осуществить изменение привычной цены не удается.

Престижное ценообразование имеет по своей сути харак­тер, очень схожий с методом привычных цен. Примерами то­варов такого типа могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т. д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня каче­ства и огромным демонстрационным эффектом. Если подоб­ные товары будут продаваться по более низким ценам, и каждый потребитель сможет приобрести их, т. е. они станут лег­кодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Поэтому продавать их по низким ценам не представляется возможным.

Под престижным ценообразованием, как одной из его раз­новидностей, понимается также установление цен на прода­ваемые товары на высоком уровне по сравнению с товарами конкурирующих фирм, с использованием престижа товарной марки и высокого имиджа фирмы.

Состязательный метод
определения цен (тендерный ме­тод) применяется главным образом на различных торгах (оп­товые рынки, биржи ценных бумаг, конкурентные торги и т. д.).

Методика ценообразования на торгах предполагает си­туацию, когда большое количество покупателей стремится купить товар у одного или ограниченного, малого числа про­давцов или, наоборот, когда большое число продавцов стре­мится продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. В этом случае цену, кото­рую считают для себя приемлемой покупатель или прода­вец, записывают на листе бумаги, запечатывают в конверт, затем все конверты собирают и в присутствии участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовыва­ли продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высо­кую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену.

Аукционный метод определения цены подразделяется на две разновидности:

1) повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену;

2) понижающие, или голландский, метод ведения аукци­она, когда вначале называется самая высокая цена, и если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. В этом случае право на заключение сделки купли-про­дажи на данный товар получает тот покупатель, который пер­вым принимает цену продавца и тем самым соглашается на самую, высокую цену по сравнению с остальными участника­ми аукциона.

В условиях сильной конкуренции реакция фирмы на из­менение цен конкурентами должна быть оперативной. Для этих целей у фирмы должна быть заранее подготовлена про­грамма, способствующая принятию контрстратегии по отно­шению к ценовой ситуации, созданной конкурентом.

Определение цены посредством конкурентных торгов
применяется в случа­ях борьбы фирм за подряды. Предприятие отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов. А поскольку оно ставит целью за­получить контракт, то предприятие для этого запрашивает цену ниже, чем у других.

Конкурентные торги могут быть закрытыми или договорными. Процедура проведения закрытых
торгов

предполагает, что они происходят в определенное время, и победителем становится тот участник, который предложит на этот момент самую низкую цену. Конкурент не узнает оцене других, пока не назовет свою.

При договорных
торгах

переговоры обычно проводятся с теми участниками, которые предлагают низкую цену, чтобы добиться снижения ко­нечной цены торгов. Сами участники при определении своей цены ориентируются на цены конкурентов, но при этом цена предложения должна быть не ниже их собственных затрат, полных или предельных в зависи­мости от ситуации, сложившейся на предприятие

Процедура определения цен через договорные торги более характерна для частных корпораций, нежели, для государственных.

К рыночным методам формирования цены относится так­же метод определения цен, ориентированный на нахожде­ние равновесия между издержками производства и состоя­нием рынка.

Его алгоритм может быть представлен следую­щим образом:

1. Исходя из мощности фирмы, определяется план по объему продаж, в соответствии с которым рассчитываются издержки производства.

Для принятия правильного решения по ценам следует определить как можно подробнее структуру издержек (посто­янных и переменных), поскольку эта информация может быть использована для калькулирования на базе переменных из­держек, которые являются важным инструментом при при­нятии решения по уровню цены.

2. На основе изучения спроса, уровня и соотношения цен на выпускаемые фирмой и конкурентами аналогичные виды продукции определяется планируемая цена и соответствую­щая ей прибыль, которая начнет поступать только после воз­мещения постоянных издержек.

3. На основе функции спроса прорабатываются различ­ные тактики продаж путем анализа различных комбинаций «цена — объем продаж» и выбирается та из них, которая обеспечивает маржинальную прибыль (разницу между выручкой и переменными издержками). При этом надо быть уверенным, что намечаемые объемы продаж при различных ценах будут соответствовать реальным условиям. На этой стадии выбор цены является предварительным, так как при расчете объемов продаж надо принимать во внимание дей­ствие конкурентов и реальную емкость рынка.

4. Производится оценка прочности позиций товара и ре­путации фирмы на рынке в сравнении с конкурентами, а так­же оценка конкурентоспособности данной продукции по тех­нико-экономическим параметрам изделия с помощью пара­метрических методов (см. ниже) и определяется, насколько уровень цены, исчисленной на базе издержек производства, вписывается в шкалу рыночных цен на аналогичные изделия (выше или ниже с учетом реальных параметров).

5. Определяется так называемая безразличная цена, т. е. цена, при которой покупателю будет безразлично, какой то­вар приобрести: данный или товар-конкурент. Это осуществ­ляется с помощью установленного уровня надбавки (или скидки) к цене, которая будет точно соответствовать разни­це в оценке параметров данного изделия по сравнению с кон­курентными моделями.

6. Установленную с учетом описанного алгоритма цену следует скорректировать в соответствии с требованиями по обеспечению заданного уровня прибыли и сложившейся си­туации на рынке. Возможно, придется проработать различные комбинации «цена — объем продаж», но обязательно с учетом конкурентных факторов, выявленных на предыдущих этапах. После этого выбирается комбинация, вписывающаяся в шка­лу рыночных цен, соответствующая положению фирмы на рынке и обеспечивающая максимальную в данных условиях прибыль. При этом следует уделить особое внимание ответу на вопрос о возможных действиях конкурентов.

Одновременно надо иметь в виду, что производитель дол­жен обеспечить определенное соотношение цен не только по отношению к продукции конкурентов, но и к другим изделиям данной фирмы. Необходимо на каждую из моделей ассор­тимента установить свою цену с учетом того, что покупатели подразделяются на группы в зависимости от уровня их тре­бований, и каждый сегмент рынка имеет свою уникальную эластичность спроса.

Таким образом, при установлении цен в рамках товарно­го ассортимента необходимо произвести определение ценовых линий, связанных с продажей товара в диапазоне цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества раз­личных моделей одного и того же вида и назначения изделия. Многие виды изделий традиционно имеют шкалы цен, к ко­торым приспосабливаются производители и продавцы. При разработке нового товара предприятие должно решить, к ка­кой категории будет принадлежать товар-новинка.

При разработке ценовой линии следует учитывать следу­ющие правила:

— цены должны быть достаточно отделены друг от друга, чтобы потребители осознавали качественные различия между моделями, в противном случае нижнее значение цены они будут воспринимать как самое подходящее для себя и исходить из того, что между моделями нет разли­чий;

— в верхнем диапазоне цен должна быть большая дифферен­циация, поскольку потребительский спрос при высокой цене менее эластичен;

— соотношение цен между разновидностями товара должно сохраняться при изменении издержек для того, чтобы со­хранялись установленные различия.

Ценовые линии создают преимущества как для произво­дителей, участников каналов товародвижения, так и для по­требителей. Продавцы могут предлагать набор товаров, при­влекая различные сегменты рынка, предлагать потребителям более дорогие модели в рамках сложившегося диапазона цен, контролировать запасы с помощью цен, нейтрализовывать поведение конкурентов, предлагая модели по всему диапазону цен, и увеличивать общий объем реализации. Потребите­ли при этом получают ассортимент товаров, из которого они могут выбирать нужные изделия, сравнивая определенные модели в пределах желательного диапазона цен.

При принятии решения об окончательном уровне цены необходимо учитывать возможную реакцию потребителя нанее.

Руководители фирм, применяющие метод определения цен с ориентацией на конкуренцию, считают, что он наибо­лее безопасен для них, чем другие методы. Например, если у конкурента цена 10 000 руб., то у данной фирмы она может быть 9600 руб., и в таком случае можно сохранить или даже увеличить долю рынка и прибыль фирмы.

При данном методе цена не меняется и при изменении затрат или уровня спроса только потому, что конкуренты тоже не меняют свои цены. В то же время, как только конку­ренты изменили цены, фирма меняет цены на свой товар, хотя затраты и спрос остались без изменения.

Этот метод предпочитают фирмы, которые затрудняются определить свои собственные издержки и считают действую­щие цены базой для определения цен на свои товары. Это позволяет избежать риска, связанного с установлением соб­ственной цены.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ)

Фирмы часто испытывают необходимость в проектирова­нии и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Под параметрическим рядом
понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных машин, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при изменении технико-экономических параметров.

В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.

Существует ряд методов построения цен на новую про­дукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических. К их числу относят следующие методы: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.

Метод удельных показателей
используется для опреде­ления и анализа цен небольших групп продукции, характе­ризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчиты­вается удельная цена Цуд
:

где Цб
— цена базисного изделия;

Пб
— величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывается цена нового изделия:

где Пн — значение основного параметра нового изделия в со­ответствующих единицах измерения.

Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продук­ции, имеющих несложную конструкцию и характеризующих­ся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продук­ции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.

Метод регрессионного анализа
применяется для опреде­ления зависимости изменения цены от изменения технико-эко­номических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.

Ц = f (Х1
Х2
,… Хп
),

где X1,2,..n — параметры изделия.

Количественная зависимость между изменениями ре­зультативного (Ц) и факторных (Xi) признаков находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линей­ное степенное параболическое

и т. д.

Если цены на уже включенные в параметрический ряд изделия были получены таким же методом, то мы занима­емся самообманом, поскольку грубо нарушается одно из условий применения регрессионного анализа, а именно — усло­вие независимости наблюдений. Тем не менее, данный метод может весьма успешно применяться в рыночной экономике. Предположим, фирма, производящая автомобили, разрабо­тала новую модель легкового автомобиля. Перед тем как за­пустить эту модель в производство, фирма желает опреде­лить будущую прибыль. Для этого фирма должна опреде­лить будущую цену своего автомобиля, которую «примет» рынок. Допустим, в данный момент на рынке реализуются 30 моделей автомобилей. Используя данные по этим моде­лям, можно построить уравнение регрессии, характеризую­щее зависимость цены от основных потребительских пара­метров (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т. д.). Полученную регрессию фирма может использовать для прогноза цены на свою но­вую модель и для определения прибыльности ее производ­ства. Более того, фирма может использовать это уравнение регрессии при установлении первоначальной, «пробной» цены на свою новую модель. Возможно, эта цена окажется завышенной и объем продаж окажется ниже того, что пла­нировался фирмой. В этом случае фирма может несколько понизить цену, либо улучшить модель при неизменной цене, либо увеличить расходы на рекламу, либо снять модель с производства. Первоначальная цена может оказаться зани­женной, и возникнет дефицит автомобилей новой модели. В этом случае фирма может повысить цену.

Балловый метод
состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число бал­лов, суммирование которых дает своего рода оценку техни­ко-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:

1) определяется цена одного балла

2) определяется цена нового изделия

где Цб
— цена базового изделия-эталона; Б6
i
— балловая оцен­ка i-го параметра базового изделия; Бн
i
— балловая оценка i-ro параметра нового изделия; Ц’ — цена одного балла; Vi
— весо­мость параметра.

Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные мас­ла и т. д., т. е. в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. п.

Применение данного метода связано с большим количе­ством субъективизма.

Метод агрегатный
заключается в суммировании (вычи­тании) цен отдельных конструктивных частей изделий, вхо­дящих в параметрический ряд, с добавлением (вычитанием) стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и норматив­ной прибыли.

Предположим, что выпускаемое изделие стоило 18 тыс. руб. Затем к нему добавили еще один узел, стоимость изго­товления которого и монтирование на выпускаемом изделии 2 тыс. руб. Тогда при рентабельности 15% к себестоимости цена нового изделия должна быть равна:

18 + 2 х 1,15 = 20,3 тыс. руб.

Цель всех методик состоит в сужении диапазона цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара. При установлении окончательной цены необходимо учитывать всю совокупность влияющих фак­торов: государственное регулирование, психологию ценовосприятия, возможность воздействия с помощью различных методов конкуренции — ценовой и неценовой, законной и незаконной.

ТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

1. Объективная необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночного хозяйства и сущность государственной политики цен

2. Формы и методы прямого воздействия государства на цены

3. Методы косвенного воздействия государства на цены

4. Правовая основа государственного регулирования цен в РФ

5. Органы государственного регулирования ценами в РФ

6. Государственное регулирование цен на продукцию монополий

7. Ответственность за нарушения в области ценообразования

1
. Объективная необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночного хозяйства и с
ущность государственной политики цен

Если бы рынки обладали только одними достоинствами и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, не­обходимых для нормального функционирования современно­го общества, — вот далеко не полный перечень основных мо­тивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

В условиях рынка цены являются свободными, т.е. формируют­ся под воздействием спроса и предложения в условиях конкурен­ции между субъектами рыночной экономики. Государство напря­мую не вмешивается в этот стихийный процесс ценообразования, так как конкурентная борьба между производителями способна удовлетворять спрос наилучшим способом путем рационального использования ресурсов.

Однако наряду с рынками, где главенствует конкурентная борь­ба, как уже упоминалось, в любой экономике присутствуют моно­полизированные отрасли. Ценообразование на продукцию моно­полий складывается уже не под воздействием конкуренции, и, следовательно, цены уже не могут отражать справедливую плату за производимую продукцию. Возникает необходимость государст­венного регулирования цен и прежде всего, на продукцию естест­венных монополий.

Регламентация цен на продукцию естественных монополий преследует цели:

— защиты прав потребителей;

— недопущения извлечения необоснованно высоких доходов.

Государственная политика цен
— это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъек­тов ценообразования, направленные на осуществление регу­лирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг, и контроль за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и мето­дов достижения поставленных и декларируемых государством задач в области формирования и установления цен.

Для осуществления государственной политики цен про­водится квалифицированный анализ практики их формирования и действия, регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Это позволяет своевремен­но предвидеть и вводить меры по ограничению негативных последствий монополистической деятельности, опираясь при этом на действующее законодательство.

Государственная ценовая политика является частью об­щей экономической политики государства, и в условиях ры­ночных отношений она содействует их развитию, служит средством защиты всех форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономи­ческих и социальных последствий. В то же время она способ­ствует развитию конкуренции, свободному перемещению то­варов, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Проводниками государственной политики во многих странах с рыночной экономикой являются соответствующие органы ценообразования: в Японии — Департамент цен Управ­ления экономического планирования; в Испании — Высший совет по ценам; в Швейцарии — Федеральное ведомство по контролю за ценами, в США — различные комиссии по ценам федерального значения и управления штатов; в Швеции — Национальный совет по ценам; в Австрии — Межведомствен­ная комиссия по ценам; в Норвегии — Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам; в Китае — комитеты (отделы) цен различного уровня (государства, провинции, городов и т. д.); в Греции — Межминистерский комитет по ценам и т. д. Создание и действия перечисленных государ­ственных структур объективно обусловлены: только на осно­ве сбалансирования спроса и предложения нельзя построить цены, с помощью которых можно решать экономические, социальные и политические задачи.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) основы ценовой политики находятся в ведении Рос­сийской Федерации. Это означает, что важнейшие вопросы ценообразования решает Президент и Правительство РФ.

Сохраняющиеся структурные диспропорции в экономике, слабая конкурентная среда актуализируют необходимость со­вершенствования ценовой и тарифной политики. Ценовое и тарифное регулирование субъектов естественных монополий оставалось основным инструментом реализации ценовой и та­рифной политики в 2004 году.

Функционально различаются два основных метода регули­рования цен экономическое и админис­тративное регулирование цен.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджет­ную политику (регламентирование состава затрат; рекомендации по ценообразованию и др.).

Административное регулирование цен выражается в уста­новлении следующих показателей:

— фиксированных цен и тарифов;

— предельных цен и тарифов;

— предельных коэффициентов изменения цен;

— предельного уровня рентабельности.

— замораживание цен;

— уровня торговой над­бавки.

Цены можно разделить на две большие группы — рыночные и

регулируемые.

Рыночныецены товаров — это цены, складывающиеся на рын­ке в результате конкуренции.

В зависимости от условий формирования цен их можно разде­лить на:

— цены свободной конкуренции;

— монопольные цены;

— демпинговые цены.

Цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции, — это
рыночные цены, стихийно складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены

это рыночные цены, которые сложились в результате доминирующего положения одной или нескольких ор­ганизаций на монопольном рынке.

Демпинговые цены
— это цены, искусственно заниженные по сравнению с ценами, действующими на аналогичные товары на данном рынке, с целью захвата товарной ниши.

Регулируемые
цены
— это цены, которые формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но ограничиваются государственными органами ценообразования в той или иной степени,

К таким ценам относятся:

— предельные (пороговые, лимитные) — самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;

— гарантированные — единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция;

— рекомендуемые — цены, которые предлагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не но­сит обязательный характер.

2. Формы и методы прямого воздействия государства на цены

Прямое,
или административное, вмешательство государ­ства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен,установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отрас­лям народного хозяйства.

Государствовлицесвоих органов управления определяетпорядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемые уровни цен предусматривались на 2004 год — 10% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2002 году рост цен составил 115Д%, в 2003 году — 112%). Главной целью ценовой политики, денежно-кредитной по­литики в 2004 году и в среднесрочной перспективе было последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принима­ется на основе анализа деятельности субъектов ценообра­зования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрез­вычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо того, чтобы ежеквартально менять та­рифы на электроэнергию, их можно заморозить сроком на один год. По мнению экспертов, это вносит стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твёрдо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управ­ления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обес­печат отдельным предприятиям (независимо от форм соб­ственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксирован­ных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрак­тов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта и обладает определенной сте­пенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении кон­тракта. Предварительная фиксация цены предполагает огра­ниченный контроль за затратами в ходе выполнения контрак­та со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и приобрета­ет широкие возможности получения дополнительной прибы­ли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита так как не контролируемый рост свободных цен сделает их недоступными для ряда потребителей и, в конечном счете, приведет к сокращению производства.Внастоящее время Правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной га­рантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних преде­лов цен на товары первой необходимости, в частности на про­дукты питания. И теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 года ведет практику регулирования предельных мини­мальных цен на продукцию ликероводочной отрасли про­мышленности. С учетом изменения норм и правил произ­водства и оборота алкогольной продукции периодически ут­верждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутрен­нем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможен­ную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукциюпредприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни, рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может, быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабель­ность превышает установленный уровень, должны пересматри­ваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реа­лизация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприя­тия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть веден предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрес­сивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполни­тельной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применя­емых цен для заявительной: регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регист­рации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потреби­телями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукций. Такая практика имеет место в некоторых странах, например, в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации това­ров по ценам, превышающим рекомендованные.

3. Методы косвенного воздействия государства на цены

Косвенное воздействие на формирование цен
осуществляется с помощью разнообразных способов:

— во-первых, с помощью мёр, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

— во-вторых, путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

— в-третьих, путем использования и применения совокуп­ности разных способов и средств, способствующих расши­рению товарного предложения на рынке;

— в-четвертых, путем регулирования налогов как на произ­водимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и доти­рования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижают­ся затраты на производство, что является основой стабили­зации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — важное условие поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на ста­билизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.

Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низ­корентабельные и убыточные производства, важные для эко­номики в целом. Широко распространены дотации сель­скохозяйственному производству, интервенции по закупке зерна, имевшие место в связи с высоким урожаем на зерно в 2001 и 2002 годах, когда возник переизбыток зерна и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство провело государственные интервенции по закуп­ке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропро­изводителей, скупить у хозяйств их зерно, сдерживая цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено 6 млрд. руб. на эти цели. В результате этих действий цены на зерно поднялись на 14%. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все за­купленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной власти могут заключать с юри­дическим или физическим лицом договоры о введений фик­сированных цен на реализуемую ими продукцию или услу­ги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части при­нятия производителями продукции односторонних обяза­тельств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективно­сти производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить ана­лиз обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприяти­ями естественных монополий.

Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюд­жетных ассигнований, ипотечного кредита.

Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стра­не дефицит или она предназначена для социально неза­щищенных групп населения.

4. Правовая основа государственного регулирования цен в РФ

Действующая в настоящее время система государственного ре­гулирования ценообразования сложилась под воздействием двух указов Президента РФ:

«О либерализации цен» (1991);

«Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов» (1995).

Со 2 января 1992 г. цены на основную массу товаров стали сво­бодно формироваться под воздействием спроса и предложения. В списке регулируемых государством цен остались цены на кон­кретные виды продукции производственно-технического назначе­ния, основные потребительские товары и услуги; было введено регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов.

Дальнейшее совершенствование правовой базы по государ­ственному регулированию цен шло по пути принятия нормативных актов по конкретным видам продукции, подлежащих регулирова­нию со стороны государства.

В настоящее время действуют следующие нормативные акты:

Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государствен­ного регулирования цен (тарифов)» от28.02.1995 № 221;

Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.1995 №239;

Федеральный закон «О государственном регулировании тари­фов на электрическую и тепловую энергию в Российской Фе­дерации» от 14.04.1995 №41-ФЗ;

Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» от 15.04.1995 № 332;

Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по тарифам» от 09.04.2004 № 204;

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положе­ния о Федеральной службе по тарифам» от 30.06.2004 № 332;

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах государственного регулирования тарифов нажелезнодорожном транспорте и правил предоставления ис­ключительных тарифов на железнодорожном транспорте» от 15.12.2004 №787;

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов орга­низаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ. Основной блок принятых документов относится к сфере регулирования цен на товары организаций-монополистов, — это сви­детельствует о том, что на подавляющем большинстве товарных рынков действует режим конкуренции.

5. Органы государственного регулирования ценами в РФ

Государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России осуществляется пра­вительством и федеральными органами исполнительной вла­сти, регулирующие полномочия которых разделены на осно­ве перечней продукции производственно-технического назна­чения, товаров народного потребления и услуг.

В настоящее время существует многоуровневая система органов, принимающих участие в ценообразовании, а имен­но различают три ее уровня: федеральный, региональный и местный. Перечень федеральных органов РФ, оказывающих прямое или косвенное воздействие на вопросы цен и тарифов, сформирован в соответствии с указом Президента РФ «О си­стеме и структуре федеральных органов исполнительной вла­сти» от 9 марта 2004 года.

Федеральными органами исполнительной власти, зани­мающимися вопросами ценообразования, являются: Мини­стерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по тарифам (бывшая Федеральная энергетическая комиссия), Федеральная антимонопольная служба (вместо упраздненного в 2004 году. Министерства по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства).

Самым авторитетным федеральным органом, занимающимся вопросами ценообразования, является Министерство экономического развития и торговли РФ. Во исполнение Конституции РФ оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэконо­мической деятельности, торговли, таможенного дела, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и ак­тов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам госу­дарственного регулирования цен (тарифов); нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров (за ис­ключением товаров, подпадающих под действие законодатель­ства об экспортном контроле); развития конкуренции.

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти указом Президента РФ от 20 мая 2004 года из ведения Министерства экономического развития и торговли выведена Федеральная служба по та­рифам, руководство которой теперь осуществляет Прави­тельство РФ.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию есте­ственных монополий, осуществляет государственное регу­лирование цен, тарифов в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услу­ги транспортных терминалов, портов, аэродромов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров, подлежащих госрегулированию в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Основные функции Федеральной службы по тарифам:

а) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлени­ем) и применением цен (тарифов):

— в электроэнергетике, в газовой отрасли;

— в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магист­ральным трубопроводам;

— на железнодорожном транспорте;

— в сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

— в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

— в отношении продукции ядерно-топливного цикла;

— в отношении продукции оборонного назначения;

— в отношении водки, ликеро-водочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28%, производимой на террито­рии Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации;

— в отношении этилового спирта из пищевого сырья, произво­димого на территории Российской Федерации;

б) рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обла­сти государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потреби­телями.

Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие пол­номочия в установленной сфере деятельности:

а) самостоятельно принимает методические указания (методики):

— по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельныхуровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и рознич­ных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования;

— по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспор­тировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транс­портировку газа;

— по вопросам государственного регулирования тарифов на гру­зовые железнодорожные перевозки;

б) формирует и ведет реестр субъектов естественных монопо­лий, в отношении которых осуществляется государственное регу­лирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

в) обобщает практику применения законодательства Россий­ской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) осуществляет иные полномочия в установленной сфере дея­тельности.

Порядок принятия решений по определению, установле­нию цен и тарифов определяется Правительством РФ на ос­нове федеральных законов и актов Президента РФ.

В ведении Министерства экономического развития и тор­говли РФ находится Федеральное агентство по государствен­ным резервам, в числе функций которого — оказание государ­ственной поддержки отраслям экономики, субъектам РФ и организациям, регулирующее воздействие на рынок, проведе­ние закупочных и товарных интервенций. Данное агентство имеет свои территориальные органы.

В ведении Правительства РФ находится Федеральная ан­тимонопольная служба, которая осуществляет: контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг; надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; временно осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (до внесения изменений в феде­ральный закон «О рекламе»). Федеральная антимонопольная служба имеет свои территориальные органы.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству, находясь в ведении Министерства сельского хозяйства, регулирует рынки сельскохозяйственного сырья, продукции и продоволь­ствия, оказывает государственную поддержку организациям агропромышленного комплекса.

На основе законодательных и нормативных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования цен на отдельные виды продукции, услуг, осуществляет координацию де­ятельности органов исполнительной власти субъектов Рос­сии по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулиро­ванию, и пересматривает их по мере необходимости.

Регулирование цен может применяться на продукцию, услуги, производимые государственными организациями или другими юридическими лицами, имущество которых или большая часть уставного капитала находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муници­пальной собственности. Под государственным воздействием находится продукция оборонного значения.

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономи­ческом уровне осуществляется на основе спроса и предложе­ния (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне ре­гулирование цен должно осуществляться государством. Разли­чают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

Перечень основных видов про­дукции и услуг, на которые Правительство и федеральные органы исполнительной власти регулируют цены:

— газ природный (кроме реализуемого населению и жилищ­но-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, широкая фракция легких угле­водородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме ре­ализуемого населению);

— продукция ядерно-топливного цикла;

— электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируют­ся федеральной энергетической комиссией;

— перекачка, перевалка, налив нефти;

— продукция оборонного назначения;

— драгоценные металлы и сплавы;

— прокат, промышленные изделия, их лом и отходы, алмаз­ное сырье, драгоценные камни;

— перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы на желез­нодорожном транспорте;

— погрузо-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;

— услуги ледокольного флота.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации регулируют цены на следующие виды продукции:

— газ природный, реализуемый населению и жилищно-стро­ительным кооперативам;

— газ сжиженный, реализуемый населению для быто­вых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

— электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируют­ся региональными энергетическими комиссиями;

— топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реа­лизуемые населению;

— услуги систем водоснабжения и канализации. Органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, кроме того, предоставлено право вводить государ­ственное регулирование цен на следующие виды продукции:

— продукция и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченны­ми сроками завоза грузов (установление снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам);

— перевозка грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях.

Анализ перечней продукции, цены на которые регулиру­ются государством, ставит ряд вопросов, непосредственно затрагивающих процесс ценообразования. Главный из них — почему цена на природный газ является регулируемой, а на нефть и важнейшие нефтепродукты, имеющие такое же важ­ное значение для народного хозяйства, нет? Или почему уголь, на добычу которого государство выделяет многомиллиардные дотации, реализуется по ценам, не регулируемым государ­ством? Почему не регулируются в административном поряд­ке цены на зерно, сахар и другие виды сельскохозяйственной продукции, имеющие жизненно важное значение для населе­ния?

Возникновение этих вопросов говорит о том, что утверж­денные правительством перечни продукции, цены на которую подлежат государственному регулированию, нуждаются в совершенствовании.

6. Государственное регулирование цен на продукцию монополий

Газоснабжение.
Государственному регулированию на террито­рии Российской Федерации подлежат:

— оптовые цены на газ;

— тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

— тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организа­циям;

— тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспредели­тельным сетям;

— размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулирова­нии оптовых цен на газ);

— розничные цены на газ, реализуемый населению.

Государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фик­сированных цен (тарифов) или их предельных уровней, исходя из:

— возмещения организациям, осуществляющим регулируемыевиды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хране­нием, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономиче­ски обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);

— установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разра­ботки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регули­руемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, не­обходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производ­ства и финансирование других обоснованных расходов);

— удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщи­ков газа;

— учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

— учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и по­ставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;

— развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межот­раслевой (между замещающими видами топлива) конкурен­ции.

Электроснабжение.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в целях:

— защиты экономических интересов потребителей от монополь­ного повышения тарифов;

— создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

— формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функциониро­вания и минимизации тарифов;

— создания экономических стимулов, обеспечивающих исполь­зование энергосберегающих технологий в производственныхпроцессах;

— обеспечения юридическим лицам — производителям электри­ческой энергии независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

При государственном регулировании тарифов соблюдаются следующие принципы:

— обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;

— определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверж­дении тарифов;

— обеспечение открытости и доступности для потребителей ин­формации о рассмотрении и об утверждении тарифов;

— обеспечение экономической обоснованности затрат коммер­ческих организаций на производство, передачу и распределе­ние электрической и тепловой энергии;

— обеспечение коммерческих организаций в сфере производ­ства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие;

— определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

— выбор поставщиков энергетического оборудования и подряд­ных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;

— учет результатов деятельности энергоснабжающих организа­ций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

В области государственного регулирования тарифов Правитель­ство Российской Федерации или федеральный орган исполнитель­ной власти в области регулирования тарифов:

— утверждает нормативно-методическую основу деятельностиорганов исполнительной власти в области государственногорегулирования тарифов;

— устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

— утверждает правила государственного регулирования и приме­нения тарифов на электрическую и тепловую энергию;

— определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, организациями, осуществляющими регули­руемые виды деятельности, и потребителями;

— устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;

— устанавливает критерии определения производителей элект­рической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегу­лируемым ценам;

— осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;

— устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям;

— устанавливает предельные (минимальный и (или); максималь­ный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставля­емую энергоснабжающими организациями потребителям;

— осуществляет в установленном порядке согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации в области государственного регулирования тарифов.

Коммунальные услугив соответствии с законом подлежат регу­лированию:

— тарифы на товары и услуги организаций коммунального ком­плекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабже­ния, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захо­ронения) твердых бытовых отходов;

— тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструиру­емых) объектов недвижимости к системе коммунальной ин­фраструктуры;

— тарифы организаций коммунального комплекса на подключе­ние;

— надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

— надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Общие принципырегулирования тарифов и надбавок в сфере коммунального хозяйства:

— достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указан­ных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

— установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансо­вые потребности организаций коммунального комплекса, не­обходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

— стимулирование снижения производственных затрат, повы­шение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих техноло­гий организациями коммунального комплекса;

— создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной ин­фраструктуры;

— полное возмещение затрат организаций коммунального ком­плекса, связанных с реализацией их производственных- про­грамм и инвестиционных программ;

— установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

— обеспечение доступности для потребителей и иных лиц ин­формации о формировании тарифов и надбавок.

Методырегулирования тарифов на товары и услуги организа­ций коммунального комплекса
:

— установление фиксированных тарифов на товары и услуги ор­ганизации коммунального комплекса на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу меро­приятий по повышению эффективности деятельности органи­зации коммунального комплекса, предусматривающих улуч­шение качества производимых ею товаров (оказываемых ус­луг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

— установление предельных тарифов на товары и услуги органи­зации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммуналь­ного комплекса;

— индексация установленных тарифов на товары и услуги орга­низаций коммунального комплекса в случаях объективных из­менений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).

Железнодорожный транспорт.
Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях:

— достижения баланса интересов субъектов естественной монопо­лии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;

— защиты экономических интересов потребителей услуг субъек­тов естественной монополии на железнодорожном транспортеи обеспечения доступности услуг железнодорожного транс­порта для потребителей;

— развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;

— обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;

— создания в отношении субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте экономических стимулов к сни­жению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг — стимулов к оптимизации транспортных связей. Государственное регулирование тарифов на железнодорожномтранспорте основывается на следующих принципах.

— возмещение экономически обоснованных затрат субъектов ес­тественной монополии на железнодорожном транспорте с учетом ежегодно устанавливаемых Правительством Россий­ской Федерации уровней тарифов;

— распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;

— обеспечение равных условий доступа пользователей к услугам же­лезнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;

— установление для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта единых правил, предусматривающих особые усло­вия тарификации на железнодорожном транспорте;

— обеспечение гласности принятия решений по вопросам госу­дарственного регулирования тарифов, в том числе по вопро­сам установления и изменения уровня тарифов и правил при­менения тарифов;

— соответствие системы построения тарифов рыночным услови­ям хозяйствования (переход по мере развития рыночных от­ношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государ­ством, к тарифам, определяемым на договорной основе);

— ведение раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;

— ограничение перекрестного субсидирования одних видов дея­тельности за счет других.

7. Ответственность за нарушения в области ценообразования

Нарушение порядка ценообразования влечет за собой администра­тивную ответственность в соответствии со ст. 14.6. КоАП РФ. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предель­ных цен, завышение или занижение установленных надбавок (наце­нок) к ценам, нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка цено­образования влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 20 до 25 МРОТ;

— на должностных лиц— от 40 до 50 МРОТ;

— на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *