07 Апр

Какие основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения?

Какие основные черты мировоззрения человека эпохи возрождения?

  1. Не помню откуда этот кусочек. Набери в инете несколько слов из него — найдшь.

    На смену средневековой духовной закрепощенности человека приходит новая гуманистическая идеология с ее верой в неограниченные возможности человека (что поддерживалось обилием всевозможных научных и географических открытий) , с радужным взглядом на жизнь, с оптимистической надеждой, что когда-нибудь люди станут хозяевами земли и сами будут как боги.
    Для этого этапа Ренессанса свойственно не только прославление прекрасного, свободного и гармонично-развитого человека (В живописи Боттичелли, Леонарда да Винчи. Джорджоне, Рафаэля, Клуэ, Дюрера и др. , в произведениях Рабле, молодого Сервантеса или молодого Шекспира, но и создание смелых социальных утопий (Томас мор, Рабле) .
    Реформация выразила общенародные интересы.
    Но первые идеалы Возрожденья были далеки от их практического осуществления, (И это осознавалось) . Проведение в жизнь этих идеалов часто принимало уродливые формы. Так, борьба с феодально-церковной моралью порой оборачивалась аморализмом и безудержным разгулом страстей беспринципностью в политике и культом наслаждения. Творческая активность превращалась в жажду обогащения и подчас эксплуатацию целых народов.
    Географические открытия положили начало колониальному закабалению гигантских материков.
    Кроме того, завоевания гуманизма дались не без жертв и ожесточенного сопротивления представителей феодально-церковной идеологии. С середины 16в. по всем странам Западной Европы прокатывается волна контрреформации. Реакционные решения принимает Тридентский (!) собор, вводится индекс запрещенных книг , разворачивают свою деятельность иезуиты, утверждается инквизиция.
    В этой обострившейся и усложнившихся политических и идеологических обстановке протекает заключительный этап Возрожденья. У мыслителей и писателей этой эпохи на смену радужным надеждам приходит скептицизм, и даже стоицизм (тв-во Монтеня, позднего Сервантеса и позднего Шекспира окрашено трагическим пафосом) .

  2. характерной чертой эпохи Возрождение (Ренессанса) был интерес к личности человека, его индивидуальности и свершения. интерес этот реализовался через обращение к духовной культуре и искусству Античности. начали издавать затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков этой эпохи.
  3. Жрец жратвы…
  4. Для эпохи Возрождения прежде всего характерна ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Философское мышление этого периода АНТРОПОЦЕНТРИЧНО. Центральная фигура его — не Бог, а человек. Бог — начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество — не продукт божьей воли, а результат деятельности людей.

    Человек ничем не ограничен в своих замыслах и деятельности. Он может все. Для него характерен новый уровень самосознания: гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность и свободомыслие. Поэтому именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся индивидуальностей. Они обладали ярким темпераментом, всесторонней образованностью, несгибаемой волей, целеустремленностью и колоссальной энергией. Флорентийский художник и гуманист Леон Баттиста Альберти (1404-1472), например, одновременно занимался теорией архитектуры, живописи и ваяния, математикой, механикой, картографией, философией, этикой, эстетикой, педагогикой.

    Другая характерная черта мировоззрения людей эпохи Возрождения — ее ярко выраженный ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ характер. Человек предстает перед нами как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители этой эпохи, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Согласно их взглядам, Бог, сотворив мир и человека, дал людям свободу. Теперь они должны были сами определять свою судьбу.

    Отсюда в философии значительно ослабли мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы» и усилилась ориентировка не на помощь божию — благодать, а на собственные силы. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

    Важным элементом возрожденческого мировоззрения являлся также КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. В античности господствовал элитарный подход к человеческой деятельности. высшей формой ее объявлялись теоретические изыскания — размышление и созерцание. Христианство в период средневековья высшей формой деятельности объявляло «спасение» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного Писания. В целом такая деятельность носила пассивный, созерцательный характер.

    В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобрела своего рода сакральный характеры В ходе ее человек не просто удовлетворял свои земные нужды, он создавал новый мир, творил самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда в философии появилась идея прометеизма (от Прометея — героя древнегреческой мифологии, защитника людей от произвола богов) — человека как сотрудника Бога, сотворца мира.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *